Для более качественного выполнения антикоррупционной работы рекомендуем привлекать специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом.
При распределении функций внутри учреждения важно определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений, ответственными за антикоррупционную работу. В то же время, если ресурсы учреждения не позволяют создать отдельное подразделение, следует распределить функции по предупреждению коррупции между работниками одного или нескольких подразделений, например, в виде создания комиссии.
Организуйте профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных правонарушений.
Примерные перечни основных вопросов, рекомендуемых к освоению в рамках дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики и подготовленные Минтрудом России, размещены на официальном сайте по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/017.
Определите мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и конкретные даты в которые должны быть приняты локальные акты в учреждении, а также исполнены мероприятия. В план также целесообразно включить сроки сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Смотрите, например: приказ Министерства культуры РФ от 27 августа 2018 г. № 1529 "Об утверждении Плана по противодействию коррупции Министерства культуры Российской Федерации на 2018-2020 годы".
Грамотно составленная карта коррупционных рисков поможет построить эффективную (адресную) систему мер противодействия коррупции, при этом позволив сэкономить ресурсы учреждения исключив избыточные меры из его антикоррупционной политики.
Понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками учреждения, является важнейшим этапом построения системы мер по противодействию коррупции в учреждении.
Рекомендуем ознакомиться с:
Разработчиком антикоррупционной политики учреждения может выступать работник или структурное подразделение учреждения, на которых возложены функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним учреждениям, располагающим достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты (Информация Минтруда России от 18 сентября 2019 г. "Меры по предупреждению коррупции в организациях").
Они могут быть разработаны отдельно или быть приложениями к учетной политике. Основной вопрос, который должен быть ими урегулирован, – это конфликт интересов, а именно:
При разработке положения о конфликте интересов, следует учитывать специальные требования законодательства в вашей сфере деятельности (смотрите, например, ст. 75 Федерального закона от 21 ноября 2012 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 33 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и т.д.).
Вместе с тем, важным инструментом предупреждения коррупции в учреждении является установление для работников стандартов и кодексов поведения, корыте могут установить определенные правила, например:
Незнание работниками антикоррупционного законодательства и локальных актов учреждения, может обернуться для учреждения крупными штрафами. Поэтому важно не только принять антикоррупционную политику и другие локальные акты в учреждении, но и обеспечить ознакомление работников с ними, в том числе, с использованием сайта учреждения в Интернете.
Обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции можно проводить в любых доступных формах: семинары, тренинги, лекции, совещания, методические рекомендации, памятки, консультирование по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции целесообразно осуществлять индивидуально и конфиденциально должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции.
Негативные последствия могут быть вызваны коррупционными рисками вне учреждения, поэтому важным аспектом антикоррупционной деятельности является проверка контрагентов, с которыми взаимодействует учреждение.
Для этого учреждение может использовать информацию, размещенную в открытом доступе (Примерный перечень таких ресурсов размещен на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет" по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015), а также информацию, размещенную на сайте самого контрагента.
Часть мер по противодействию коррупции может осуществляться в рамках процедур внутреннего контроля и наоборот, поэтому взаимодействие данных служб поможет более оптимально использовать ресурсы учреждения.